Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Участников: 2

    З. Фрейд "Тотем и табу"

    МиГ
    МиГ
    Admin


    Сообщения : 256
    Репутация : 0
    Дата регистрации : 2011-04-23

    З. Фрейд "Тотем и табу" Empty З. Фрейд "Тотем и табу"

    Сообщение  МиГ Пн Июн 06, 2011 7:42 pm

    http://www.syntone-spb.ru/library/books/?item_id=2431&current_book_page=1

    "Тотем и табу" - одна из главных работ Фрейда - прочитать её в любом случае полезно. Тут изложены основные принципы "эдипова комплекса", основопологающего понятия в психоанализе, представлена попытка определить истоки религии, нравственности людей, зарождение первых основополагающих запретов человеческого общества - таким запретом Фрейд считает табу на инцест. Эта тема там очень подробно рассматривается.
    Вроде к теме форума это никакого отношения не имеет. Но ведь запрет на обнажение это несомненно табу. Почему-то о нём Фрейд даже не заикается. Тем не менее если рассмотреть некоторые вещи, написанные Фрейдом именно в контексте табу на обнажение обнаруживаются достаточно интересные вещи. И в первую очередь, если проанализировать основные принципы табу, изложенные Фрейдом, то приходишь к выводу, что табу на наготу в настоящее время это единственное табу человечества. Именно в настоящее время, потому что многочисленные табу дикарей, которые рассматривает Фрейд либо отпали сами собой (например запрет сидеть в тени дерева-тотема), либо имеют прекрасную мотивацию.
    Фрейд постоянно подчёркивает два основных принципа табу - немотивируемость запрета и его вожделённость. То есть - это важно понять - табу это, то чего мы сильно хотим и в то же время совершенно не знаем - почему это запрещено. А теперь - исходя из этого - я предлагаю любому назвать запрет, который отвечает этим двум условиям. Ну например - запрет на употребление в пищу собак. Сразу отпадает одно из условий - нет никакой вожделённости, нет никакого особого желания их есть, кругом навалом другой пищи, ну а если вдруг возникнет голод - то есть их будем, как ели их например в ленинградскую блокаду. Это простой пример. Чуточку сложнее. Тот же запрет на инцест, которому посвящена едва ли не половина книги. Предположим, что есть к этому желание, что само по себе спорно. Перейдём к мотивации - её сколько угодно - общеизвестно, что в разы возникает риск рождения детей с различными отклонениями. Кстати этот момент Фрейд почему-то отрицает, возможно потому что в его время ещё не было доказательств генетиков. Другие сексуальные запреты - например запрет на прилюдный секс. Та же ситуация. Не исключено даже, что это запрет биологический. То есть возник ещё на этапе когда человек не был существом разумным, многие животные уединяются для занятий сексом, хотя и не все. Запрет на беспорядочные сексуальные связи - прекрасно мотивируется риском заражения различными болезнями. И так далее. Вообще запретов много, но под понятие табу попадает именно только табу на обнажение. Здесь налицо два основных принципа табу - и вожделённость, и немотивируемость. Желания (как минимум мужчин видеть обнажённых женщин) хоть отбавляй, а о абсолютной немотивируемости - см. тему "Табу на обнажение". Мотивировки в настоящее время нет никакой вообще.

    Несколько цитат:

    Но для чего нам вообще интересоваться загадкой табу? Я полагаю: не только потому, что всякая психологическая проблема заслуживает попытки своего разрешения, но еще и по другим причинам. Мы подозреваем, что табу дикарей Полинезии не так уж чуждо нам, как это кажется с первого взгляда, что запрещения морали и обычаев, которым мы сами подчиняемся, по существу своему могут иметь нечто родственное этому примитивному табу и что объяснение табу могло бы пролить свет на темное происхождение нашего собственного «категорического императива».


    Ограничения табу представляют собой не что иное, нежели религиозные или моральные запрещения. Они сводятся не к заповеди бога, а запрещаются собственно сами собой. От запретов морали они отличаются отсутствием принадлежности к системе, требующей вообще воздержания и приводящей основание для такого требования. Запреты табу лишены всякого обоснования. Они неизвестного происхождения. Непонятные для нас, они кажутся чем-то само собой разумеющимся тем, кто находится в их власти.


    Если мне удалось правильно оценить впечатление моих читателей, то позволю себе утверждать, что после всего изложенного о табу они уже окончательно не знают, что понимать под ним и какое место уделить ему в своем мышлении.Но с другой стороны я опасаюсь, что более подробное описание всего известного о табу привело бы еще к большей путанице, и смею уверить, что в действительности положение вещей очень неясно.
    Итак, дело идет о целом ряде ограничений, которым подвергаются эти первобытные народы; то одно, то другое запрещено неизвестно почему, а им и в голову не приходит задуматься над этим;

    Дальше ещё интересней. Фрейд проводит параллель между табу и психическими растройствами. Выясняется, что табу это по существу психическое расстройство:

    Самое близкое и бросающееся в глаза сходство навязчивых запретов (у нервнобольных) с табу состоит в том, что эти запрещения также не мотивированы и происхождение их загадочно. Они возникли каким-то образом и должны соблюдаться вследствие непреодолимого страха. Внешняя угроза наказанием излишня, потому что имеется внутренняя уверенность (совесть), что нарушение приведет к невыносимому бедствию. Самое большее, о чем могут сказать больные, страдающие навязчивостью, – это о неопределенном чувстве, что, благодаря нарушению запрета, пострадает какое-нибудь лицо из окружающих.

    Резюмируем, в каких пунктах выражается ярче всего сходство обычаев табу с симптомами невроза навязчивости: 1) в немотивированности запретов, 2) в их утверждении, благодаря внутреннему принуждению, 3) в их способности к сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запрещенного, 4) в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей, вытекающих из запретов.

    К какому же выводу невольно приходим: табу на обнажение имеет все признаки массового психического расстройства. Примерно то же, о чём писал в теме о сексуальном фетишизме. Возможно вывод покажется кому-то натянутым, но всё предельно логически. Обратите внимание на последнюю цитату - все 4 признака абсолютно вписываются в поведение современного человека касательно собственной или чьей-то обнажённости.
    Gringo
    Gringo


    Сообщения : 76
    Репутация : 0
    Дата регистрации : 2011-05-22

    З. Фрейд "Тотем и табу" Empty Re: З. Фрейд "Тотем и табу"

    Сообщение  Gringo Чт Июн 09, 2011 7:58 pm

    МиГ пишет: А теперь - исходя из этого - я предлагаю любому назвать запрет, который отвечает этим двум условиям.
    Перебираю в голове (у себя) запреты. Всё зыбко. Запрет на испражнеия на людях (немного извиняюсь). Как оценить его вожделённость? Ну бывает же приспичит, а негде, а кругом люди. Можно считать это наличем вожделённости? Мотивируемость. Тоже как то всё неопределённо. С одной стороны можно мотивировать, что это другим неприятно, а с другой неприятно ведь всем, независимо от пола, однако туалеты делают по половому признаку. Словом, всё не так однозначно.

      Текущее время Пт Мар 29, 2024 7:02 am