goks пишет:
Я бы не сказал, что у Поршнева все запутано и так уж сложно...
Я то надеялся услышать от Вас как раз не поверхностный, а расширенный разбор, а главное ответ на вопрос вопросов человечества, а заодно и этого топика - почему и отчего у человека появился разум. Цитата из Поршнева:Что касается приведенной Вами ссылки... но это крайне поверхностный разбор представленной в книге теории
Именно на этот вопрос и пытался ответить Поршнев.Виднейший соратник Ч. Дарвина Т. Гексли назвал происхождение человека "вопросом всех вопросов". И эти слова не раз повторял другой столь же выдающийся соратник Ч. Дарвина Э. Геккель. Приглашенный в 1898 г. выступить на Международном конгрессе зоологов в Кембридже по какому-либо из великих общих вопросов, волнующих зоологию и ставящих ее в связь с другими отраслями знания, Э. Геккель начал свою речь словами: "Из этих вопросов ни один не представляет такого величайшего общего интереса, такого глубокого философского значения, как вопрос о происхождении человека этот колоссальный "вопрос всех вопросов""
То, о чём вы пишите всё справедливо, но на главный вопрос таки Поршнев отвечает, верней пытается ответить. Разум - по мнению Поршнева - появляется у неонтропа на этапе возникновения контр-суггестии - как способность противостоять гипонотическому воздействию на них палеонтропов - неразумных пралюдей.
На мой взгляд - это очень малоубедительно. Как и предшествующая этому логическая цепочка. Якобы сначала возникла некая интердикция - способность парализовать инстинкты животных и части людей. Эти пралюди, которые подвергались интердикции, стали кормом для палеонтропов. Они, противостоя собственному безропотному поеданию, каким-то не менее загадочным образом вырабатывают в себе контринтердикцию - способность противостоять этим приказам. Палеонтропы не дремлют - и пускают в ход новое оружие - суггестию - по сути гипнотическое воздействие, которое отменяет контринтрдикцию. Ну и тут мы, вернее Поршнев, наконец добирается до контр-суггестии, с которой начали, и в результате которой неонтропы становятся разумными.
Всё это не то что несерьёзно. В это можно было бы как-то поверить, если бы были приведены какие-то веские доказательства. А доказательства заканчиваются утверждениями, что все животные якобы не переносят человеческого взгляда и людей избегают. Ну и ещё пример, когда некий зоолог научился парализовать нервную деятельность некоторых животных. Это ненаучно. Либо проводи масштабные исследования в этом направлении, либо пиши в научно-популярном жанре - типа как мы тут.
Теорию интересно почитать, как некий казус. Некоторые вещи действительно справедливы - например определение времени появления разума. Тут - да - 35-40 тыс. лет назад. Но это отнюдь не только он писал. Но у Поршнева очень развёрнуто и убедительно об этом. Это наиболее достойная часть книги:
Но вот что касается неоантропа (Homo sapiens), он появляется всего 35 40 тыс. лет тому назад. Его исторический марш, обгоняющий темпы изменения окружающей природы, т. е. обретающий относительное самодвижение и ускорение (при неизменности телесной организации), начинается и того много позже. Следовательно, при изложенных представлениях исторический процесс радикально укорачивается. Если отсчитывать начало такового самодвижения с неолита, эти недолгие тысяч восемь лет человеческой истории по сравнению с масштабами биологической эволюции можно приравнять к цепной реакции взрыва.
История людей взрыв. В ходе ее сменилось всего несколько сот поколений
Много других интрересных и достаточно доказанных вещей - относительно трупоедения например, каннибализма, хотя последнее тоже в общем то не новость вовсе.
Но о появлении разума - даже не на любителя, а на желающего изначально в это поверить, главным образом под воздействием регалий академика и сугубо научного, читай - пестрящего непонятными терминами и неудобоваримыми оборотами, стиля изложения.
Это моё мнение, которое сложилось после прочтения книги. Возможно неправильное. Именно поэтому я и просил Вас изложить суть идеи Поршнева, надеясь что переубедите.