МиГ пишет:Блог конечно не мой. Просто там теория изложена предельно кратко и основные моменты все вроде освещены. Даже в Википедии статья об этой работе какая-то куцая. Если разбор там поверхностный на Ваш взгляд, я бы с интересном послушал-почитал Вашу версию. Всё таки у Поршнева изложено всё достаточно запутано.
Диденко многие считают учеником Поршнева, развившего его теорию. На самом деле - да, общего мало. И уж явно не развил - а упростил, сделав основной упор на каннибализм, по сути именно его объявив первопричиной разума.
Я бы не сказал, что у Поршнева все запутано и так уж сложно. Суть его работы вовсе не в том, чтобы ответить на главные вопросы человечества. Напротив, он изучил, насколько смог глубоко, различные области науки, так или иначе имеющие отношение к началу человеческой истории и обозначил общую картину области изучения, предложив свое видение того, в каком направление должен развиваться комплекс наук о человеке. Зачем это нужно? Есть много направлений изучения человека, его физиологии, психологии, социологии и т.д., но все они разрознены и общей картины не дают. Он взялся за роль "главного конструктора проекта", предоставив специалистам разработку "отдельных узлов."
Я начал свое знакомство с Поршневым как раз с книг Диденко. Здравыми в его книге, на мой взгляд, показались лишь выдержки из Поршнева.
У самого же Поршнева, если рассматривать книгу в предложенном им ключе (анализ и обобщение наук о человеке для их правильной ориентации), я нашел для себя некоторые бесспорные положения, которые, будучи очевидными, почему-то не приходили ранее в голову. Теперь же они заставляют иначе взглянуть на человека и животных, природу и общество.
Поршнева можно рекомендовать для общего развития как писателя, который пишет популярно о научном. Ведь прочесть его книгу куда проще, чем многие и многие узко специальные работы. В дальнейшем, можно начинать знакомиться с чем-то ближе, с трудами других ученых, но при этом иметь четкое представление о месте данного направления в карте наук о человеке и животных. Так что относительно сложности его книги не могу с Вами согласиться.
Что же касается каннибализма... это предположение. Одно из многих возможных. Лично мне это предположение кажется странным. Не то чтобы я брезговал, не то чтобы мне было неприятно рассматривать своих предков как каннибалов. И не столько сама идея каннибализма меня смущает, сколько представление о том, что поедание представителей своего вида могло спасти от голода. Впрочем, я готов это обсуждать, может кто-то мне поможет разобраться в таком вопросе.
Думаю, воображение Диденко, как и мое, поразил простой факт, приведенный Поршневым: в процессе эволюции виды сменяют друг друга не мгновенно. Напротив, вновь образовавшиеся виды долгое время сосуществуют со своей предковой формой, и даже иногда исчезают, а предковая форма остается. Это кажется само собой разумеющимся в зоологии, но говоря о происхождении человека принято считать, что процесс проходил иначе. В одно время жили пралюди, а после них появился человек разумный. Если добавить сюда еще несколько простых фактов: период человеческой истории ничтожно мал по сравнению с периодом существования пралюдей, в том внешнем облике, в котором мы сейчас находимся, а равно мал и для выделения одного вида и исчезновения другого. Мы ведь ищем промежуточное звено между человеком и обезьяной где угодно, только не среди своего окружения
Диденко был, очевидно поражен этой идеей, которая в сочетании с отношением палеоантропа к человеку, как к добыче, объясняла все проблемы, социальные несправедливости, потребительское общество. Да все беды, которые обычно сваливают на евреев, или капиталистов на глобальный заговор и т.п теперь можно было свалить на палеоантропов -хищников, живущих среди нас. Свою болезнь Диденко прикрывает именем великого ученого Поршнева. А его читатели - публика, которая Поршнева читать не станет. Слишком это сложно и наукообразно. И зря. Ведь Поршнев в своей книге предостерегал об этой ошибке, которые могут допустить будущие диденки.